Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - ФРГ - Некоторые принудительные меры
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
Некоторые принудительные меры во время дознания могут быть осуществлены только властью судьи или суда, к которым в соответствующих случаях должны обращаться с ходатайством полиция или прокурор. К таким мерам, в частности, относятся применение предварительного заключения, помещение в лечебное учреждение и временное изъятие прав на вождение автомото-транспорта.
Теоретически считается, что полиция, получив сообщение о совершении уголовно наказуемого деяния, вправе произвести только не терпящие отлагательства следственные действия, а затем обязана передать все материалы в прокуратуру (см. ст. 163 УПК). Однако представление материалов дознания прокурору отнюдь не означает, что полиция с этого момента устраняется от ведения дознания. По серьезным и требующим многочисленных следственных действий уголовным делам производство ведется в двух экземплярах, что дает возможность полиции беспрепятственно продолжать расследование даже после передачи дела прокурору.
На практике, особенно в больших городах, полиция, не ограничиваясь выполнением первоначальных следственных действий, проводит дознание по делу до конца и лишь после этого представляет материалы в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования.
Как уже говорилось, в уголовном процессе ФРГ определенное участие в дознании принимает и судья. В отличие от претора, который в итальянском уголовном процессе вправе производить дознание в полном объеме, западногерманский судья в соответствующих случаях вступает в дознание лишь для производства отдельных процессуальных действий, что не влечет за собой изъятие дела из производства полиции или -прокурора. Судья, принимающий эпизодическое участие в дознании, именуется судьей-дознавателем. В роли такого судьи обычно выступает участковый судья. По делам, подсудным по первой инстанции высшему суду земли, в расследовании может принять участие судья-дознаватель этого суда. Если расследование ведется генеральной федеральной прокуратурой, то в дознании возможно участие судьи-дознавателя верховного федерального суда.
Акты, осуществляемые судьей-дознавателем, носят название «процессуальные действия в порядке судебного расследования (richterliche Untersuchungshandlun-gen)». К числу таких актов относятся как принудительные меры, о которых было сказано выше, так и следственные действия, проводящиеся с целью закрепления данных, которые имеют существенное значение для дела. Судья-дознаватель вправе потребовать от эксперта представления заключения, вызвать и допросить обвиняемого и свидетелей, а также произвести любое другое следственное действие, если это представляется необходимым. Если вызванные к судье свидетели и эксперты отказываются от принесения присяги и дачи показаний (представления заключения), то они могут быть оштрафованы и на них может быть возложена обязанность выплатить судебные издержки. Кроме того, по отношению к свидетелям разрешается применить прямое принуждение, чтобы добиться от них дачи показаний: свидетели, отказывающиеся давать показания, помещаются по распоряжению судьи-дознавателя под стражу до окончания производства по делу в суде первой инстанции, причем содержание под стражей по этим основаниям может продолжаться до шести месяцев. При вызове в полицию в аналогичных ситуациях подобных последствий для свидетелей и экспертов не наступает.
Необходимость участия судьи в дознании обусловливается также тем, что во время рассмотрения дела по существу протоколам следственных действий, произведенных судьей, формально придается большая доказательственная сила по сравнению с прочими материалами дознания.
Следственные действия проводятся судьей-дознавателем по ходатайству прокуратуры, а в неотложных случаях по просьбе полиции. Судья вправе отказать в производстве следственного действия только в том случае если ходатайство о его проведении находится в противоречии с законом, но оно не может быть отклонено под тем предлогом, что проведение следственного действия нецелесообразно или что в нем нет необходимости. Реформа 1974 года в значительной мере уравняла процессуальные полномочия прокурора, подчиненного исполнительной власти, с полномочиями участвующего и дознании судьи, так как прокурор получил такие права, которыми ранее пользовался только судья. По новому законодательству прокурор вправе доставлять приводом свидетелей и экспертов, отказывающихся от явки. Свидетели обязаны дать показания прокурору, а эксперты, кроме того, представить заключения. Однако прокурору по-прежнему не разрешено производить допрос под присягой.
Прокурор, как судья, имеет право возложить на свидетеля и эксперта обязанность уплатить судебные издержки, вызванные неосновательным отказом от дачи показаний или представления заключения, и наложить на них штраф. Но в отличие от судьи прокурор не вправе применить к свидетелю в случае неуплаты штрафа дисциплинарный арест: соответствующее решение' по его ходатайству может быть принято только судьей.