Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - ФРГ - Некоторые принудительные меры

Некоторые принудительные меры во время дознания могут быть осуществлены только властью судьи или су­да, к которым в соответствующих случаях должны обра­щаться с ходатайством полиция или прокурор. К таким мерам, в частности, относятся применение предвари­тельного заключения, помещение в лечебное учрежде­ние и временное изъятие прав на вождение автомото-транспорта.

 

Теоретически считается, что полиция, получив сооб­щение о совершении уголовно наказуемого деяния, вправе произвести только не терпящие отлагательства следственные действия, а затем обязана передать все материалы в прокуратуру (см. ст. 163 УПК). Однако представление материалов дознания прокурору отнюдь не означает, что полиция с этого момента устраняется от ведения дознания. По серьезным и требующим мно­гочисленных следственных действий уголовным делам производство ведется в двух экземплярах, что дает воз­можность полиции беспрепятственно продолжать рас­следование даже после передачи дела прокурору.

На практике, особенно в больших городах, полиция, не ограничиваясь выполнением первоначальных следст­венных действий, проводит дознание по делу до конца и лишь после этого представляет материалы в прокура­туру для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования.

Как уже говорилось, в уголовном процессе ФРГ оп­ределенное участие в дознании принимает и судья. В от­личие от претора, который в итальянском уголовном процессе вправе производить дознание в полном объеме, западногерманский судья в соответствующих случа­ях вступает в дознание лишь для производства отдель­ных процессуальных действий, что не влечет за собой изъятие дела из производства полиции или -прокурора. Судья, принимающий эпизодическое участие в дознании, именуется судьей-дознавателем. В роли такого судьи обычно выступает участковый судья. По делам, подсуд­ным по первой инстанции высшему суду земли, в рас­следовании может принять участие судья-дознаватель этого суда. Если расследование ведется генеральной фе­деральной прокуратурой, то в дознании возможно учас­тие судьи-дознавателя верховного федерального суда.

Акты, осуществляемые судьей-дознавателем, носят название «процессуальные действия в порядке судебно­го расследования (richterliche Untersuchungshandlun-gen)». К числу таких актов относятся как принудитель­ные меры, о которых было сказано выше, так и следст­венные действия, проводящиеся с целью закрепления дан­ных, которые имеют существенное значение для дела. Судья-дознаватель вправе потребовать от эксперта пред­ставления заключения, вызвать и допросить обвиняемо­го и свидетелей, а также произвести любое другое след­ственное действие, если это представляется необходи­мым. Если вызванные к судье свидетели и эксперты от­казываются от принесения присяги и дачи показаний (представления заключения), то они могут быть оштра­фованы и на них может быть возложена обязанность выплатить судебные издержки. Кроме того, по отноше­нию к свидетелям разрешается применить прямое при­нуждение, чтобы добиться от них дачи показаний: свиде­тели, отказывающиеся давать показания, помещаются по распоряжению судьи-дознавателя под стражу до окончания производства по делу в суде первой инстан­ции, причем содержание под стражей по этим основани­ям может продолжаться до шести месяцев. При вызове в полицию в аналогичных ситуациях подобных послед­ствий для свидетелей и экспертов не наступает.

Необходимость участия судьи в дознании обусловли­вается также тем, что во время рассмотрения дела по существу протоколам следственных действий, произве­денных судьей, формально придается большая доказа­тельственная сила по сравнению с прочими материала­ми дознания.

Следственные действия проводятся судьей-дознавателем по ходатайству прокуратуры, а в неотложных случаях по просьбе полиции. Судья вправе отказать в производстве следственного действия только в том случае если ходатайство о его проведении находится в противоречии с законом, но оно не может быть отклонено под тем предлогом, что проведение следственного действия нецелесообразно или что в нем нет необходимости. Реформа 1974 года в значительной мере уравняла процессуальные полномочия прокурора, подчиненного исполнительной власти, с полномочиями участвующего и дознании судьи, так как прокурор получил такие права, которыми ранее пользовался только судья. По ново­му законодательству прокурор вправе доставлять при­водом свидетелей и экспертов, отказывающихся от явки. Свидетели обязаны дать показания прокурору, а экспер­ты, кроме того, представить заключения. Однако проку­рору по-прежнему не разрешено производить допрос под присягой.

Прокурор, как судья, имеет право возложить на сви­детеля и эксперта обязанность уплатить судебные издерж­ки, вызванные неосновательным отказом от дачи пока­заний или представления заключения, и наложить на них штраф. Но в отличие от судьи прокурор не вправе применить к свидетелю в случае неуплаты штрафа дис­циплинарный арест: соответствующее решение' по его ходатайству может быть принято только судьей.

 

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США