Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Федеративная Республика Германии
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
4. Федеративная Республика Германии
До 1974 года в ФРГ существовали две основные формы предварительного расследования: дознание, проводившееся прокурором и другими должностными лицами, которые действовали под его руководством (главным образом полицией), и предварительное следствие, производство которого доверялось следственному судье. Надо заметить, что предварительное следствие, при котором процессуальные гарантии были не столь урезаны, как при дознании, всегда оказывалось оттесненным на второй план. С принятием Первого закона о реформе уголовного судопроизводства от 9 декабря 1974 г.4 предварительное следствие было упразднено и предварительное расследование стало производиться только в форме дознания.
Раздел УПК ФРГ, содержащий нормы о дознании, носит наименование «Подготовка публичного обвинения».
Целью дознания в первую очередь считается сбор материалов, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования, и поэтому именно прокуратуре, как органу, осуществляющему уголовное преследование, отведена ведущая роль в проведении дознания. Западногерманские процессуалисты, желая подчеркнуть главенствующее положение прокуратуры во время дознания, часто называют ее «хозяином дознания» (Herr des Ermittlungsverfahren). Из этого, впрочем, не следует делать вывода, что именно прокуратура расследует большинство уголовных дел. На практике ОСНОВНЫМ органом, проводящим дознание, является полиция, в то время как на долю прокуратуры приходится не более 2% дел.
Полиция организационно совершенно независима от прокуратуры и находится, как правило, в подчинении министерств внутренних дел отдельных западногерманских земель, но в ходе уголовного судопроизводства она обязана «выполнять предложения или поручения прокуратуры» (ст. 161 УПК).
В землях существуют разнообразные полицейские службы, должностные лица которых в той или иной степени уполномочены на участие в производстве дознания. Гак, в земле Бавария имеется общинная и государственная полиция. В состав государственной полиции входят земельная, оперативная, пограничная и уголовная полиция.
Если в расследовании преступления наряду с уголовной полицией принимают участие и другие полицейские службы, то уголовной полиции всегда принадлежит руководящая роль.
На основании закона от 8 марта 1951 г. в Висбадене в 1953 году было создано Федеральное управление уголовной полиции (Bundeskriminalamt). Это управление осуществляет координацию деятельности служб уголовной полиции отдельных земель и проводит расследование в отношении некоторых особо тяжких преступлении. Имеющиеся в составе федерального управления уголовной полиции группы безопасности контролируют деятельность политических отделов земельных управлении уголовной полиции, а также проводят по поручению федерального генерального прокурора расследование по наиболее важным политическим делам.
Среда служащих полиции и других представителей государственной администрации, которые в тех или иных формах принимают участие в предварительном расследовании, наиболее широкими полномочиями пользуются так называемые вспомогательные служащие прокуратуры (Hilfsbeamte der Staatsanwaltschaft)—западногерманская разновидность судебной полиции. Включение в число вспомогательных служащих "Прокуратуры производится по распоряжению правительств земель или земельных органов управления юстицией (ст. 152 закона о судоустройстве). Права вспомогательных служащих прокуратуры предоставлены не персонально отдельным чиновникам, а целым категориям государственных должностных лиц.
В отношении некоторых групп государственных служащих не требуется издания специального распоряжения, ибо на основании закона они пользуются правами вспомогательных служащих прокуратуры в силу своего должностного положения (служащие уголовной полиции, охотничьи инспектора и др.).
Полномочия полиции при производстве дознания формально несколько ограниченны, но на деле эти ограничения не имеют серьезного значения.
Во-первых, полномочиями по производству таких принудительных следственных действий, как обыск, выемка и медицинское освидетельствование (в частности, взятие крови на исследование), могут пользоваться наряду с судьей и прокурором не все полицейские чиновники, а только те из них, которые входят в состав вспомогательных служащих прокуратуры. Это ограничение, однако, нужно понимать только в том смысле, что распоряжения о производстве этих действий могут отдать только указанные лица, в то время как их непосредственное проведение может быть поручено любому служащему полиции.
Во-вторых, в арсенале чинов полиции, не входящих в состав вспомогательных служащих прокуратуры, имеются весьма важные полномочия, дающие им возможность принимать активное участие в производстве дознания. Они вправе допрашивать обвиняемых и свидетелей, производить задержание, осуществлять принудительные меры, связанные с установлением личности обвиняемого (фотографирование, отобрание отпечатков пальцев, запись голоса и др.).
В-третьих, федеральным законодательством предусмотрено, что полиция не может без соответствующего распоряжения судьи принудить обвиняемого или подозреваемого (если нет оснований для производства задержания), а также свидетеля или эксперта к явке для дачи показаний. Но в землях местное законодательство наделяет полицию в тех или иных пределах правом на принудительный привод обвиняемых и свидетелей.