Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Италия

3. Италия

 

Соотношение форм предварительного расследования.

Для итальянского уголовного процесса характерно зна­чительное своеобразие в организации предварительного расследования. Прежде всего это своеобразие проявля­ется в характере форм предварительного расследования. Этих форм три: 1) полицейское дознание, 2) суммарное следствие и 3) формальное следствие. Если полицей­ское дознание и формальное следствие могут быть с из­вестной степенью приближения соответственно уподоб­лены таким существующим во французском уголовном процессе формам предварительного расследования, как полицейское дознание и предварительное следствие, то суммарному следствию — предварительному расследо­ванию, производимому претором и прокурором, найти аналога во Франции нельзя.

В соответствии с законом при расследовании каждого из уголовных дел может быть использована любая из перечисленных форм предварительного расследования. Выбор той или иной формы зависит от степени сложно­сти расследования, от количества и разновидностей не­обходимых следственных действий, а также от того, ка­кое значение придается властями тому или иному делу. Существенное значение при этом имеет то обстоятельст­во, что если при полицейском дознании задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, возможно только на короткий срок, то при суммарном следствии, а тем более при формальном следствии содержание об­виняемых в предварительном заключении допустимо в течение длительного времени.

Таким образом, в отличие от Франции, где, напри­мер, по делам о преступлениях проведение предвари­тельного следствия следственным судьей во всех случа­ях совершенно обязательно, в итальянском уголовном процессе строгой зависимости между отдельными катего­риями дел и формами предварительного расследования не установлено.

По многим делам предварительное расследование осуществляется последовательно в каждой из этих форм. При определенных условиях возможен переход не толь­ко от менее к более сложной форме (полицейское доз­нание— суммарное следствие—формальное следствие), но и наоборот, после формального следствия допустимо суммарное следствие.

При проведении полицейского дознания процессуаль­ные гарантии действуют в наименьшем объеме. Совокуп­ность процессуальных гарантий, предусмотренных для суммарного и формального следствия, примерно одина­кова, хотя предпочтение в этом отношении, безусловно, должно быть отдано формальному следствию.

Полицейское дознание и суммарное следствие начи­наются без оформления специального процессуального документа о возбуждении уголовного дела и предшест­вуют официальному возбуждению уголовного преследо­вания, производимому прокуратурой. Формальное следетвие, напротив, может производиться только после воз­буждения уголовного преследования, т. е. при поступле­нии к следственному судье требования прокурора о про­изводстве формального следствия или его ходатайства об отказе в возбуждении уголовного преследования, коль скоро следственный судья посчитает такое ходатайство необоснованным.

Органы полицейского дознания. Органами полицей­ского дознания в Италии являются полиция, прокурор, претор и некоторые другие служащие государственной администрации. Решающая роль принадлежит, как и во Франции, судебной полиции, которая во многом схожа с французской судебной полицией. Такое сходство имеет определенную историческую основу, ибо на территории Италии судебная полиция впервые появилась в покорен­ных Наполеоном итальянских государствах.

Судебную полицию в Италии составляют прежде все­го служащие административной полиции: карабинеры (военная полиция) и чины службы безопасности. Кро­ме того, в нее входят таможенные служащие, финансо­вые агенты, мэры коммун, а также другие государствен­ные чиновники, уполномоченные законом на выполнение обязанностей судебной полиции.

Как правило, служащие судебной полиции совмеща­ют деятельность по производству предварительного рас­следования со своими обычными служебными обязан­ностями. Лишь небольшое число должностных лиц по­лиции постоянно прикреплено к следственным судьям для выполнения отдельных поручений при производстве предварительного расследования.

Должностные лица, входящие в состав судебной по­лиции, подразделяются на офицеров, унтер-офицеров и агентов. Как и во Франции, чины судебной полиции на­делены в соответствии с их рангом разным объемом пол­номочий по производству предварительного расследова­ния.

В соответствии с Конституцией Италии 1947 года га­рантом соблюдения законности в деятельности полиции должна выступать судебная власть, призванная осуще­ствлять за ней контроль. В ст. 220 УПК 1930 года ука­зано, что все должностные лица судебной полиции под­чиняются генеральным прокурорам при апелляционных судах и стоящим ступенью ниже республиканским про­курорам. Чины судебной полиции действуют под руко­водством прокуроров, но обязаны выполнять распоряже­ния следственного судьи и претора.

Должностные лица судебной полиции, старшие по по­ложению в данном судебном округе, не могут быть отстранены от исполнения своих обязанностей без согласия генерального прокурора при апелляционном суде. Повышение по службе офицеров и агентов судебной полиции может быть произведено также только с его одобрения. Он же вправе накладывать на служащих су­дебной полиции дисциплинарные взыскания.

Находясь в функциональном подчинении у предста­вителей судебной власти, должностные лица судебной полиции в то же время состоят в служебном подчинении у своих административных начальников. Нередки случаи, когда чины судебной полиции получают разные указа­ния от судебных властей и от своих непосредственных начальников по служебной линии. Авторитет админист­ративных начальников оказывается, как правило, более весомым, а судебная власть остается посрамленной.

 

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США