Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Италия
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
3. Италия
Соотношение форм предварительного расследования.
Для итальянского уголовного процесса характерно значительное своеобразие в организации предварительного расследования. Прежде всего это своеобразие проявляется в характере форм предварительного расследования. Этих форм три: 1) полицейское дознание, 2) суммарное следствие и 3) формальное следствие. Если полицейское дознание и формальное следствие могут быть с известной степенью приближения соответственно уподоблены таким существующим во французском уголовном процессе формам предварительного расследования, как полицейское дознание и предварительное следствие, то суммарному следствию — предварительному расследованию, производимому претором и прокурором, найти аналога во Франции нельзя.
В соответствии с законом при расследовании каждого из уголовных дел может быть использована любая из перечисленных форм предварительного расследования. Выбор той или иной формы зависит от степени сложности расследования, от количества и разновидностей необходимых следственных действий, а также от того, какое значение придается властями тому или иному делу. Существенное значение при этом имеет то обстоятельство, что если при полицейском дознании задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, возможно только на короткий срок, то при суммарном следствии, а тем более при формальном следствии содержание обвиняемых в предварительном заключении допустимо в течение длительного времени.
Таким образом, в отличие от Франции, где, например, по делам о преступлениях проведение предварительного следствия следственным судьей во всех случаях совершенно обязательно, в итальянском уголовном процессе строгой зависимости между отдельными категориями дел и формами предварительного расследования не установлено.
По многим делам предварительное расследование осуществляется последовательно в каждой из этих форм. При определенных условиях возможен переход не только от менее к более сложной форме (полицейское дознание— суммарное следствие—формальное следствие), но и наоборот, после формального следствия допустимо суммарное следствие.
При проведении полицейского дознания процессуальные гарантии действуют в наименьшем объеме. Совокупность процессуальных гарантий, предусмотренных для суммарного и формального следствия, примерно одинакова, хотя предпочтение в этом отношении, безусловно, должно быть отдано формальному следствию.
Полицейское дознание и суммарное следствие начинаются без оформления специального процессуального документа о возбуждении уголовного дела и предшествуют официальному возбуждению уголовного преследования, производимому прокуратурой. Формальное следетвие, напротив, может производиться только после возбуждения уголовного преследования, т. е. при поступлении к следственному судье требования прокурора о производстве формального следствия или его ходатайства об отказе в возбуждении уголовного преследования, коль скоро следственный судья посчитает такое ходатайство необоснованным.
Органы полицейского дознания. Органами полицейского дознания в Италии являются полиция, прокурор, претор и некоторые другие служащие государственной администрации. Решающая роль принадлежит, как и во Франции, судебной полиции, которая во многом схожа с французской судебной полицией. Такое сходство имеет определенную историческую основу, ибо на территории Италии судебная полиция впервые появилась в покоренных Наполеоном итальянских государствах.
Судебную полицию в Италии составляют прежде всего служащие административной полиции: карабинеры (военная полиция) и чины службы безопасности. Кроме того, в нее входят таможенные служащие, финансовые агенты, мэры коммун, а также другие государственные чиновники, уполномоченные законом на выполнение обязанностей судебной полиции.
Как правило, служащие судебной полиции совмещают деятельность по производству предварительного расследования со своими обычными служебными обязанностями. Лишь небольшое число должностных лиц полиции постоянно прикреплено к следственным судьям для выполнения отдельных поручений при производстве предварительного расследования.
Должностные лица, входящие в состав судебной полиции, подразделяются на офицеров, унтер-офицеров и агентов. Как и во Франции, чины судебной полиции наделены в соответствии с их рангом разным объемом полномочий по производству предварительного расследования.
В соответствии с Конституцией Италии 1947 года гарантом соблюдения законности в деятельности полиции должна выступать судебная власть, призванная осуществлять за ней контроль. В ст. 220 УПК 1930 года указано, что все должностные лица судебной полиции подчиняются генеральным прокурорам при апелляционных судах и стоящим ступенью ниже республиканским прокурорам. Чины судебной полиции действуют под руководством прокуроров, но обязаны выполнять распоряжения следственного судьи и претора.
Должностные лица судебной полиции, старшие по положению в данном судебном округе, не могут быть отстранены от исполнения своих обязанностей без согласия генерального прокурора при апелляционном суде. Повышение по службе офицеров и агентов судебной полиции может быть произведено также только с его одобрения. Он же вправе накладывать на служащих судебной полиции дисциплинарные взыскания.
Находясь в функциональном подчинении у представителей судебной власти, должностные лица судебной полиции в то же время состоят в служебном подчинении у своих административных начальников. Нередки случаи, когда чины судебной полиции получают разные указания от судебных властей и от своих непосредственных начальников по служебной линии. Авторитет административных начальников оказывается, как правило, более весомым, а судебная власть остается посрамленной.