Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Соединенные Штаты Америки
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
6. Соединенные Штаты Америки
В американской литературе органы предварительного расследования принято делить на две основные категории: 1) органы, лишенные права обязывать свидетелем являться по вызову и давать показания, и 2) органы, наделенные таким правом.
Хотя такая классификация является весьма условной, она помогает понять специфику органов предварительного расследования и определить их место в уголовном процессе.
Как это ни странно на первый взгляд, к первой категории относятся органы полиции и прокуратура, в то время как во второй оказываются коронер, судья, производящий предварительное рассмотрение, большое жюри, а также различные правительственные органы, наделенные правом на производство расследования.
В конечном итоге предварительное расследование в американском уголовном процессе складывается из взаимодействия различных органов предварительного расследования, входящих как в первую, так и во вторую категорию.
Полиция. Среди других органов предварительного расследования полиция обладает наиболее многочисленным аппаратом, увеличивающимся год от года (если в 1961 году в ее составе было 413 тыс. служащих, то к 1969 году их количество достигло 489 тыс.). Организация ее является крайне запутанной. В США насчитывается около 40 тыс. различных полицейских формирований, не объединенных в сколько-нибудь стройную систему. Очевидно, следует признать не лишенным основания утверждение, что США обладают «самой децентрализованной полицейской системой в мире». Пестрота и разнообразие нормативного материала, касающегося полиции, настолько значительны, что даже юридические энциклопедии этой страны не предпринимают попыток свести воедино соответствующие правовые нормы.
Профессор Брюс Смит, известный своими исследованиями об американской полиции, отмечает: «В Соединенных Штатах не существует такого понятия, как система полиции, не существует даже сети таких систем более или менее точном смысле этого слова. Наши так называемые системы являются простыми собраниями полицейских частей, обладающих некоторым сходством м полномочиях, организации и юрисдикции, но не имеющих одна с другой каких-либо систематических отношении ».
Хотя у американской полиции нет достаточного организационного единства, в политическом плане она, безусловно, выступает как одно целое, ибо в своей совокупности является аппаратом, верно служащим интересам правящего эксплуататорского класса. Вместе с ним организационная разобщенность полиции дополнительно способствует тому, что те или иные ее формирования выполняют не только волю правящих кругов, но и отдельных фракций и группировок буржуазии, подчас носящих явно преступный характер даже с точки фения законов США. Коллисоп пишет: «Традиционно сложившаяся полицейская организация всегда была для политиков неким подобием футбольного мяча. Политический босс и группа политиканов, которые контролируют или определяют состав городской администрации, распоряжаются и полицией. Как правило, начальник полиции занимает место не в силу своих способностей, заслуг или очевидных достоинств, а вследствие готовности использовать положение в интересах своих политических хозяев. Он подбирает себе подчиненных, руководствуясь теми же самыми соображениями».
В соответствии с особенностями государственного устройства США полиция подразделяется на три организационно обособленных друг от друга основных пи да — федеральную полицию, полицию штатов и местную полицию.
В распоряжении федерального правительства сосредоточен поистине громадный полицейский аппарат, занимающийся раскрытием и. расследованием уголовно наказуемых деяний. Службу по поддержанию общественного порядка он не несет. Среди федеральных полицейских органов наиболее известно как в США, так и за их пределами федеральное бюро расследований (ФБР), формально подчиненное департаменту (министерству) юстиции США. Фактическое влияние ФБР в государственной жизни страны значительно весомее его официального статуса как одного из подразделений федерального ведомства юстиции.
Основная функция, выполняемая ФБР, — это исполнение задач политической полиции, призванной подавлять любые виды подлинно демократической оппозиции политике правящих кругов. В отчетах ФБР неоднократно подчеркивалось, что преследование компартии и других прогрессивных организаций является одной из главных целей этого полицейского органа.
Кроме того, ФБР является главной контрразведывательной службой США. Занимается оно также расследованием общеуголовных преступлений. На местах создано 59 территориальных отделений ФБР. Наряду с ними в городах и других населенных пунктах страны существуют агентства ФБР.
Среди других специализированных органов предварительного расследования следует назвать: 1) подразделения казначейства (министерства финансов) США, занимающиеся расследованием преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства и таможенных правил, 2) бюро наркотиков казначейства (расследует дела о нарушении законодательства, касающегося наркотических веществ), 3) охранную службу казначейства (расследует посягательства на президента и членов его семьи, фальшивомонетничество и подделку документов), 4) инспекторскую службу министерства почт (расследует преступные нарушения почтовых правил) и 5) иммиграционную службу департамента юстиции. Наряду с ними подразделения, уполномоченные на проведение предварительного расследования, существуют почти в каждом правительственном органе.
Компетенция той или иной федеральной полицейской службы определяется в зависимости от функциональной направленности ее деятельности. Применительно к каждой полицейской службе составляется точный перечень федеральных уголовных законов, предусматривающих те преступления, в отношении которых она обязана проводить расследование. Так, к подследственности ФБР отнесены дела более чем о 180 видах преступлений — шпионаже, саботаже, ограблении банков и др.
Строгого разграничения компетенции между федеральными органами расследования и соответствующими органами в штатах не существует, поскольку ответственность за совершение некоторых преступлений может быть предусмотрена как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве штатов. Расследование в щ ношении такого рода преступлений производится совместно федеральными властями и властями штатов. За последние годы Конгресс США дополнительно включил II федеральное уголовное законодательство целый ряд составов преступлений, с тем чтобы дать возможность федеральным органам расследования брать производство но делам об особо опасных преступлениях в свои руки.
На уровне штатов также существует целая серия по лицейских органов расследования, компетенция которых взаимно дополняется, а иногда и перекрещивается. Например, в аппарате управления штата Калифорния имеется 95 правительственных органов и агентств, наделенных полицейскими полномочиями.