Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Франция
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 20 July 2014
2. Франция
Во Франции в большинстве случаев предварительное расследование с самого начала и до конца проводится в форме полицейского дознания. Лишь по тем делам, по которым в силу прямого указания закона (а иногда и в зависимости от усмотрения прокурора)производство предварительного следствия признается обязательным, полицейское дознание предшествует предварительному следствию.
Современному французскому уголовному процессу известны три разновидности полицейского дознания: дознание в отношении явных преступлений и деликтов (enquete en crimes et delits flagrants), предварительное дознание (enquete preliminaire) и расследование, производимое префектами — высшими представителями центральной администрации в каждом из департаментов, на которые разделена территория страны.
Однако, прежде чем перейти к непосредственной характеристике основных разновидностей полицейского дознания во Франции, остановимся на анализе правового статуса полиции при производстве предварительного расследования в капиталистических . государствах со смешанной системой уголовного процесса, в первую очередь во Франции.
Судебная полиция как основной орган полицейского дознания. Значительное число служащих полиции и других представителей исполнительной власти во Франции официально наделено правом па производство предварительного расследования, и в этом качестве они составляют ту совокупность должностных лиц, которую называют судебной полицией.
Институт судебной полиции известен не только французскому уголовному процессу, он имеет своего аналога во многих капиталистических государствах со смешанной формой уголовного судопроизводства (Италия, некоторые страны Латинской Америки, в известной степени ФРГ и др.), ввиду чего анализ природы и особенностей, присущих этому органу предварительного расследования, приобретает особое значение.
Использование полиции и других представителей государственной администрации для производства предварительного расследования позволяет правящим кругам буржуазных стран достичь выгодных им следующих целей:
1) создать многочисленное формирование, находящееся под полным контролем исполнительной власти и состоящее из наиболее опытных, квалифицированных и пользующихся доверием властей чиновников всех рангов, которые наряду с исполнением прочих обязанностей по государственной службе производят предварительное расследование по уголовным делам;
2) наделить полицию самыми широкими полномочиями по производству предварительного расследования (особенно в отношении задержания, обыска и выемки), что делает ее весьма эффективным орудием правящих кругов при защите их интересов;
3) создать видимость законности при расследовании уголовных дел путем придания процессуальной формы предварительному расследованию, производимому полицией, и установления в значительной степени номинального контроля органов юстиции за ее деятельностью;
4) обеспечить возможность формирования уголовных дел в благожелательном для властей направлении, чему способствует отрывочная и неполная процессуальная регламентация предварительного расследования, производимого судебной полицией.
Все перечисленные выше особенности присущи и французской судебной полиции.
Должностные лица, входящие в состав французской судебной полиции, разбиты на три категории: 1) офицеры судебной полиции, 2) агенты судебной полиции и 3) должностные лица и агенты, которые уполномочены законом на выполнение некоторых функций судебной полиции. Объем процессуальных полномочий чинов судебной полиции, принадлежащих к разным категориям, неодинаков.
Офицеры судебной полиции могут производить все те действия, проведение которых предусмотрено при полицейском дознании (включая задержание и обыск). Агенты судебной полиции могут выполнять следственные действия при дознании в отношении явных преступлений и деликтов (неотложном дознании «по горячим следам») лишь на основе указаний офицеров судебной полиции и не (вправе осуществлять задержание. Основная их функция —- оказывать содействие офицерам судебной полиции при исполнении теми своих обязанностей по производству предварительного расследования. Однако агенты судебной полиции наделены правом производить предварительное дознание (дознание, при котором, как правило, не допускается применение принудительных мер) и, если это необходимо, проводить При этом обыски, допросы, освидетельствования и другие следственные действия.
В свою очередь прочие «должностные лица, исполняющие некоторые функции судебной полиции», осуществляют расследование в связи с нарушением тех законов, за соблюдением которых они призваны следить (таможенные правила, налоговое законодательство, правила лесопользования и водоохраны и т. п.). Эти должностные лица вправе составлять протоколы ч связи с допущенными нарушениями и в определенны к пределах производить задержание, накладывать арест па имущество и осуществлять другие следственные действия.
В категорию офицеров и агентов судебной полиции и основном входят служащие административной полиции. Как офицеры судебной полиции они выступают либо вследствие занимаемого ими в составе административной полиции служебного положения (например, начальствующий состав управлений и подразделении судебной полиции), либо в силу принимаемых по представлениям руководителей соответствующих учреждений полиции решений генеральных прокуроров при апелляционных судах.
Правами агентов судебной полиции служащие административной полиции пользуются без получения специальных полномочий от судебных властей.
По закону руководство деятельностью судебной полиции осуществляет республиканский прокурор (низший чин прокурорской иерархии) (ст. 12 УПК). Это руководство выражается в том, что республиканский прокурор получает от судебной полиции сообщения о наиболее серьезных уголовно наказуемых деяниях, дает указания о производстве предварительного расследования (полиция, однако, может приступить к расследованию и без указания прокурора), следит за тем, как соблюдаются правила, установленные для производства полицейского задержания, «аккумулирует» материалы проведенного полицией предварительного расследования и решает, какое им дать направление.
На практике указания прокурора не всегда оказываются достаточно авторитетными для должностных лиц судебной полиции; в спорных ситуациях они отдают предпочтение распоряжениям вышестоящих административных начальников, особенно если речь идет о предписаниях министра внутренних дел или префекта.
Контроль прокуратуры и суда за деятельностью судебной полиции считается одной из гарантий правильности ее функционирования. Практически же этот контроль является малодейственным в силу следующих причин.
Во-первых, даже официально контроль прокуратуры и судебных органов распространяется только на деятельность офицеров судебной полиции и выполняющих функцию предварительного расследования служащих лесо- и водоохраны. Аттестация, которую ежегодно проводит республиканский прокурор в отношении подконтрольных ему служащих судебной полиции, касается только офицеров судебной полиции. Лишь на эту категорию должностных лиц судебной полиции распространяется и дисциплинарная власть обвинительной камеры апелляционного суда, обязанной следить за соблюдением законности в деятельности полиции.
Во-вторых, полномочия офицеров судебной полиции настолько обширны (например, они обладают поистине безграничными правами по производству обысков и задержанию граждан), что многие, по существу произвольные, действия полиции при желании всегда могут быть истолкованы как вполне законные.
В-третьих, дисциплинарные санкции (временное или постоянное, полное или частичное отстранение от исполнения обязанностей офицера судебной полиции), которые обвинительная камера может применить своей властью, никак не отражаются «а положении провинившегося на его основной службе в административной полиции, особенно если он действовал в соответствии с предписаниями вышестоящего начальства.
Дознание в отношении явных преступлений и деликтов (неотложное дознание). Этот вид предварительного расследования проводится «по горячим следам», непосредственно или вскоре после того, как совершено уголовно наказуемое деяние. Такого рода дознание осуществляется в подавляющем большинстве случаев судебной полицией и лишь в виде исключения прокурором или следственным судьей, если они прибыли на место происшествия и пожелали взять на себя полностью или частично производство дознания.
Неотложное дознание не ограничено в своей продолжительности при условии, что оно проводится непрерывно.
При производстве неотложного дознания судебная полиция обладает почти таким же арсеналом принудительных мер, что и следственный судья во время предварительного следствия: она вправе осуществлять обыски, задержания1, допросы свидетелей и подозреваемых. Привод этих лиц (помимо случаев задержания) производится по распоряжению прокурора, но в отличие от следственного судьи судебная полиция не может применять предварительное (временное) заключение. В ходе неотложного дознания полиция обладает правом производить любые следственные действия, которые она сочтет необходимыми.
Для обысков, производимых судебной полицией, не требуется санкции ни прокурора, ни судьи. Более того, полиция, собираясь произвести обыск, даже не обязана составлять соответствующее постановление, что фактически освобождает чины судебной полиции от какого-либо контроля и ставит под серьезную угрозу права граждан. По этому поводу газета «Монд» в начале 1971 год писала следующее:
«Есть ли у вас_ постановление «а обыск? Такой вопрос часто задается полицейским, которые собираются произвести обыск в жилище частного лица. Полицейские, которые, как часто утверждают, не очень придают значения этому элементу процедуры, обыкновенно отоеча-ют, что у них нет такого постановления и им оно не нужно.
Это совершенно верно: постановление на производство обыска, часто упоминаемое в полицейских романах, во Франции не существует...
Обыск без постановления не рассматривается, следовательно, как злоупотребление властью, поскольку уголовно-процессуальный кодекс не содержит никакого намека на этот документ».
Предварительное дознание. В тех случаях, когда нет оснований для применения процедуры дознания в отношении явных преступлений и деликтов, полиция проводит так называемое предварительное дознание. Предварительное дознание — наименее формализированиая разновидность предварительного расследования, производимого полицией во Франции. В этом отношении оно очень схоже с полицейским дознанием в англо-американском уголовном процессе. Ввиду такой его особенности принято утверждать, что предварительное дознание носит полуофициальный (официозный) характер. Отсюда, однако, не следует, что оно тем самым теряет процессуальный характер и его результаты не имеют значения для последующего производства по делу. Совсем наоборот: материалы предварительного дознания оказывают существенное влияние на судьбу уголовного дела как при предварительном следствии у следственного судьи, так и при судебном разбирательстве.
Предварительное дознание может быть начато судебной полицией не только по указанию прокурора, но и по собственной инициативе. УПК не устанавливает никаких процессуальных оснований, необходимых для его начала. Это дает полиции возможность производить предварительное дознание по любому поводу, даже при отсутствии определенных данных о совершении уголовно наказуемого деяния. На производство предварительного дознания уполномочены не только офицеры, но и агенты судебной полиции.
Предварительное дознание ввиду почти полного отсутствия процессуальной регламентации широко используется взамен других форм предварительного расследования. Полиция осуществляет предварительное дознание взамен процедуры дознания в отношении явных преступлений и деликтов, а иногда и вместо предварительного следствия (кроме тех случаев, когда проведение предварительного следствия считается по закону обязательным). Предварительное дознание разрешается проводить и после окончания предварительного следствия, если прокуратуре понадобится получить дополнительные сведения по делу для непосредственного представления их во время судебного разбирательства.
На практике судебная полиция проводит в ходе предварительного дознания любые следственные действия: осмотры,, обыски, выемки, допросы подозреваемых и свидетелей и т. д. Правда, ст. 76 УПК устанавливает, что для производства обыска, выемки или осмотра жилого помещения требуется получить согласие заинтересованных лиц и, следовательно, принуждение применено быть не может. Но такого рода ограничение, по мнению комментаторов УПК, носит иллюзорный характер. «Можно сомневаться, — пишут профессора Парижского университета Г. Стефани и Ж. Левассер, — в полной эффективности этих положений. В самом деле, когда заинтересованное лицо отказывается дать согласие, можно опасаться, что должностные лица судебной полиции дадут понять, что интересы предварительного дознания обязывают задержать его (поскольку его отказ дает основание для серьезных подозрений) и препроводить для производства допроса в качестве подозреваемого в соответствующем помещении».
Итак, общим для обеих вышеупомянутых разновидностей полицейского дознания во Франции является почти полное отсутствие процессуальных гарантий, направленных на защиту интересов личности. Вследствие преобладающей роли полицейского дознания это обстоятельство накладывает соответствующий отпечаток на всю стадию предварительного расследования во французском уголовном процессе.
Предварительное следствие. Во французском уголовном процессе проведение предварительного следствия является исключительной функцией следственного судьи (а по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними,— судьи по делам несовершеннолетних).
Само наименование «следственный судья» (juge d'instruction) не должно вводить в заблуждение. Французский следственный судья не имеет, например, ничего общего с судьей, проводящим предварительное рассмотрение (examining justice) в английском уголовном процессе. Если examining justice лишь рассматривает и фиксирует представленные сторонами доказательства, не занимаясь их собиранием в той или иной форме, то следственный судья по своему процессуальному положению прежде всего следователь, хотя он и принадлежит к судейскому корпусу. Однако для французских юристов наименование «следственный судья» имеет еще свой особенный смысл, связанный как с историей уголовного процесса во Франции, так и с характером выполняемых таким судьей функций.