Системы и виды технического обслуживания танков - Обязанности должностных лиц подразделения по эксплуатации танков
- Details
- Parent Category: Лекции
- Published: 22 July 2012
Обязанности должностных лиц подразделения по эксплуатации танков
Командир танка несёт полную ответственность за техническое состояние и его боеготовность. Он обязан:
- знать материальную часть и правила её технического обслуживания, уметь водить танк, пользоваться радиостанцией и ТПУ, уметь быстро исправлять неисправности оружия и средств связи;
- постоянно поддерживать боевую готовность танка, принимать меры к своевременному пополнению машины боеприпасами, топливом, смазочными материалами, специальными жидкостями;
- руководить экипажем при обслуживании и войсковом ремонте танка и участвовать в выполнении этих работ;
- лично проверять исправность вооружения, комплекса приборов управления вооружением и средств связи;
- в случае повреждения танка немедленно докладывать об этом командиру и принимать меры к быстрому возвращению танка в строй;
- добиваться продления межремонтного срока машины, экономии топлива и смазочных материалов.
Наводчик отвечает за техническое состояние вооружения танка и приборов прицеливания и наблюдения. Он обязан:
- знать вооружение танка и содержать его в постоянной боевой готовности, систематически проверять состояние комплекса управления вооружением;
- уметь вести меткий огонь из танкового оружия, производить выверку прицельных приспособлений и пристрелку вооружения;
- уметь укладывать и подготавливать к стрельбе боеприпасы;
- устранять задержки и неисправности вооружения, возникающие при стрельбе, и докладывать о них командиру танка;
- участвовать в техническом обслуживании и ремонте машины.
Механик-водитель отвечает за техническое состояние танка и постоянную готовность его к движению. Он обязан:
- знать материальную часть и умело водить танк в любых условиях местности, в любое время года и суток, а также в различных условиях боевой обстановки;
- содержать танк в полной технической исправности и чистоте, самостоятельно и совместно с другими членами экипажа проводить необходимое техническое обслуживание, обеспечивая готовность танка к последующему выходу;
- своевременно заправлять машину топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью и всегда знать их наличие;
- устранять обнаруженные в машине неисправности, докладывая о них командиру машины, принимать меры предупреждения неисправностей и повреждений;
- умелой эксплуатацией добиваться продления межремонтного ресурса и экономии эксплуатационных материалов.
Командир танкового взвода отвечает за сохранность и состояние вооружения и техники взвода, их готовность к использованию. Он обязан:
- знать материальную часть, правила использования, хранения и сбережения вооружения и техники взвода и лично проверять их боевую готовность;
- знать местонахождение, техническое состояние и укомплектованность каждой машины взвода;
- руководить работой экипажей по техническому обслуживанию вооружения и техники и подготовке их к хранению и эксплуатации в летних и зимних условиях;
- докладывать командиру роты и его заместителю по вооружению о техническом состоянии и обо всех неисправностях вооружения и техники;
- следить за правильным использованием, сбережением и содержанием вооружения и техники и не реже одного раза в две недели лично проверять их техническое состояние;
- проверять подготовку вооружения и техники к выходу на каждое учение или занятие, а также их наличие и состояние по возвращению.
Заместитель командира батальона по вооружению отвечает: за техническую исправность вооружения и техники роты (батальона), их правильное использование, своевременное обслуживание, хранение и ремонт, а также техническую подготовку личного состава роты (батальона) по своей специальности. Он подчиняется командиру батальона и является прямым начальником всего личного состава батальона. Он обязан:
- знать материальную часть вооружения и техники батальона, её наличие, местонахождение и техническое состояние;
- организовать технически правильное использование и ТО вооружения и техники батальона, принимать меры к содержанию их в порядке и исправности;
- знать деловые, политические и моральные качества механиков-водителей (водителей) батальона и вести работу по повышению классной квалификации офицеров, прапорщиков, механиков-водителей (водителей) батальона;
- организовывать правильную эксплуатацию, ремонт и эвакуацию вооружения и техники батальона, лично руководить работами по её техническому обслуживанию и ремонту;
- проводить занятия с личным составом батальона по технической подготовке, основам и правилам вождения;
- следить за экономным расходованием горючего и смазочных материалов, запасных частей и другого имущества;
- проверять состояние машин, выпускаемых из парка, и допускать к эксплуатации только технически исправные машины, делая об этом отметку в путевом листе;
- принимать меры по предупреждению катастроф, аварий, поломок и других повреждений машин и немедленно докладывать об их причинах и принятых мерах командиру батальона, а также следить за соблюдением мер безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации машин;
- контролировать подготовку машин батальона и эксплуатации в полевых условиях и проверять их состояние по возвращении;
- осуществлять противопожарные мероприятия в парке и на машинах батальона;
- не реже одного раза в месяц проверять техническое состояние машин батальона;
- своевременно представлять заявки на необходимое техническое имущество, организовывать правильное его использование, хранение и сбережение;
- вести учёт работы и отчётность по техническому имуществу;
- в парке на участке батальона руководить работами по устройству и оборудованию парка, а также обеспечивать поддержание порядка.
Работа ЗКВ по организации технического обслуживания
При ЕТО:
С прибытием машины в парк совместно с начальником КТП проверить состояние каждой и на этой основе определить объём основных и дополнительных работ, которые предстоит выполнить. Поставить задачу командирам машин (механикам-водителям) на проведение ЕТО, при этом напомнить о соблюдении мер безопасности. Доложить командиру о состоянии машин, а в случае необходимости попросить о выделении дополнительных сил и средств для оказания помощи экипажам.
В ходе обслуживания ЗКВ осуществляет контроль качества выполнения работ. Делается это с особой тщательностью: внешним осмотром, измерением параметров, проверкой регулировок и опробованием в работе некоторых систем.
По окончании обслуживания необходимо закрыть машины и сдать под охрану дежурному по парку. Убедиться, что механики-водители сдали ключи от люков машин дежурному по парку, и он сделал отметки в соответствующей книге.
При ТО № 1 и ТО № 2:
Совместно с командиром разработать на основании месячного плана эксплуатации план технического обслуживания. Подать заявки на необходимые материалы, запасные части и инструменты, организовать их получение со складов.
Проконтролировать составление командирами подразделений плана заданий на обслуживание каждой машины.
Командиры подразделений и ЗКВ руководят работой и обучают личный состав правильному обслуживанию, проверяют качество выполненных работ непосредственно на вооружении и технике и лично осматривают материальную часть в установленном для них объёме, проверяя полноту устранения выявленных на машинах дефектов.
Выявленные недостатки ЗКВ записывает в карточку учёта недостатков в состоянии машин.
По окончании работ ЗКВ обязан проверить:
- функционирование боевых машин и вооружения и их готовность к применению;
- пожарную безопасность всех элементов парка, закреплённых за подразделением;
- установку на штатные места паркового оборудования, инструментов, принадлежностей и стендов, которые использовались при обслуживании, ремонте и проверке (осмотре) техники;
- уборку участков территории, закреплённых за подразделением.
В конце выполнения работ ЗКВ докладывает командиру об объёме и качестве работ, выполненных экипажами, о решении учебных задач, расходе отпущенных материалов и имущества.
Объем и последовательность работ, выполняемых при техническом обслуживании танка Т-72, а также распределение работ между членами экипажа указаны в табл. 8.2 – 8.6.
Таблица 8.2
Объем и последовательность работ, выполняемых при КО танка Т-72
№ п/п |
Наименование работ контрольного осмотра перед выходом из парка |
Кто выполняет |
1 |
2 |
3 |
1.
|
Проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости дозаправить, проверить целостность прокладок и надежно затянуть пробки заправочных горловин |
КТ
|
2.
|
Проверить уровень масла в пополнительном баке системы смазки двигателя. |
НО
|
3. |
Проверить наличие крышек и пробок в корпусе танка. |
НО |
1 |
2 |
3 |
4.
|
Проверить положение выключателей АЗР на щитке контрольных приборов МВ, на блоке защиты АБ, на левом и правом распределительном щитках башни (все включить, кроме АЗР ЭЛ. СПУСК, ОСВ, АЗУ – на левом щитке башни, ЛЮК и АЗ.-УПР. – на правом щитке башни, ТДА и ВОДОПОМПА – на щитке мех.-водителя). |
КТ, НО, МВ
|
5.
|
Проверить положение переключателя ВОДА-АНТИФРИЗ на щитке МВ. |
МВ
|
6. |
Проверить напряжение бортовой сети. |
МВ |
7.
|
Проверить исправность сигнальных ламп и дорожной сигнализации. |
МВ, КТ
|
8.
|
Проверить исправность блокировки от защелки остановочного тормоза. |
МВ
|
9.
|
Проверить давление воздуха в воздушных баллонах (давление должно быть не менее 75 кг/см2). |
МВ
|
10.
|
Проверить положение переключателя ТДА-БЦН (должен быть выключен). |
МВ
|
11.
|
Пустить двигатель и проверить его работу на максимальной (1600–1900 об/мин) и эксплуатационной (800 об/мин) частоте вращения коленчатого вала двигателя, убедиться в исправности контрольно-измерительных приборов. |
МВ
|
12. |
Проверить видимость через приборы наблюдения. |
КТ, НО, МВ |
13. |
Проверить работу устройства для подтормаживания в приводе остановочного тормоза. |
МВ
|
14.
|
Установить антенну и проверить исправность настройки радиостанции. |
КТ
|
15.
|
Включить ТПУ и убедиться в наличии связи между членами экипажа. |
КТ
|
16. |
Проверить крепления отвала по-походному. |
НО |
Контрольный осмотр на остановках (привалах) (продолжительность 10–12 мин)
№ п/п |
Наименование работ |
Кто выполняет |
1. |
Проверить исправность сигнальных ламп и дорожной |
МВ, КТ |
2.
|
Убедиться в отсутствии течи из систем силовой установки, системы гидроуправления и смазки трансмиссии по состоянию сеток выходных жалюзи. |
КТ, МВ
|
3. |
Слить отстой из влагомаслоотделителя. |
МВ |
4. |
При установленных бочках проверить затяжку крепления бочек. |
МВ |
5. |
Проверить внешним осмотром состояние узлов ходовой части. |
НО |