Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США - Франция - Кодекс уголовного расследования

Кодекс уголовного расследования 1808 года, действо­вавший до вступления в силу нового УПК 1958 года, в своей первоначальной редакции отводил следственно­му судье главным образом роль должностного лица, уполномоченного только на производство следственных действий, направленных на выяснение обстоятельств со­вершенного уголовно наказуемого деяния. В области расследования этот судья пользовался процессуальной самостоятельностью. Что касается решений, связанных с дальнейшим движением дела (прекращение дела, пере­дача дела в суд для проведения судебного разбиратель­ства), то следственный судья не имел права принимать их своей властью и должен был обращаться с соответствую­щим представлением в совещательную камеру суда, ко­торая и принимала решение. Совещательные камеры, фактически не выполнявшие возложенных на них конт­рольных функций и обычно соглашавшиеся с позицией следственного судьи, были Ликвидированы на основании (акона от 17 июля 1856 г. Но и в наши дни во Франции сохранился взгляд на следственного судью, с одной сто­роны, как на должностное лицо, выполняющее функцию расследования, а с другой стороны, как на судью, оце­нивающего результаты расследования и принимающего решения, которые касаются направления дела или воп­роса о применении меры пресечения. Судебной практи­кой был выработан специальный термин для обозначе­ния решений, принимаемых следственным судьей в качестве судьи, — «юрисдикционные постановления» (ordonnances juridictionnelles). С принятием УПК 1958 года этот термин стал употребляться и в тексте закона. Неюриедикционными (административными) считаются постановления, выносимые следственным судьей в каче­стве следователя (о вызове обвиняемого, о производст­ве обыска и т. и. ). Такое подразделение постановлений на две группы имеет существенное значение при опреде­лении порядка их обжалования и установлении перечня процессуальных документов, доводимых до сведения за­щитника обвиняемого.

 

Следственные судьи комплектуются из числа судей высших трибуналов (второй ступени системы француз­ской юстиции). Назначение на должность следственного судьи производится сроком на три года декретом прези­дента республики. Кандидатуры на должность следст­венного судьи предлагаются министром юстиции, кото­рый учитывает при этом мнение Высшего совета маги­стратуры. В таком же порядке срок полномочий следст­венного судьи может быть продлен на последующие три года. Учитывая, что позиция следственных судей по не­которым уголовным делам, получившим широкий обще­ственный отзвук, может иметь большое политическое значение, кандидатуры желающих занять эту должность тщательно фильтруются. Как отмечалось на организо­ванном несколько лет назад Французской коммунисти­ческой партией коллоквиуме, в котором приняли учас­тие видные французские юристы, при назначении на должность следственного судьи в первую очередь учиты­ваются не профессиональные способности кандидатов, а их преданность существующему режиму, с тем чтобы при необходимости можно было оказывать воздействие на ход предварительного следствия в благоприятном для властей направлении.

При каждом высшем трибунале имеется один или несколько следственных судей (при высших трибуналах в густонаселенной местности их число может доходить до 70).

В тех высших трибуналах, где нагрузка следствен­ных судей незначительна, они вправе участвовать в ка­честве судей в судебном разбирательстве по тем уголов­ным делам, по которым они не проводили предваритель­ного следствия.

Предварительное следствие обязательно по всем де­лам о преступлениях и факультативно, если совершен деликт. Кроме того, прокурор вправе потреб9вать про­ведения предварительного следствия по делам о про­ступках (такое требование заявляется главным образом в тех случаях, когда личность преступника не установ­лена).

Производство предварительного следствия обяза­тельно также по делам о деликтах, если уголовно нака­зуемое деяние совершено несовершеннолетним в возрас­те до 18 лет.

Дела, по которым проводится предварительное следствие, составляют примерно 15% от общего числа дел возбуждаемых прокуратурой. Но это не означает, что столь же велик вклад, вносимый лично следствен­ным судьей в расследование уголовных дел. Большинство дел, поступающих к следственному судье после поли­цейского дознания, обычно почти полностью закончено расследованием. Следственному судье остается только ознакомиться с материалами, собранными судебной по­лицией, и выполнить по делу незначительные формаль­ности.

При оценке той роли, которую играет следственный судья во французском уголовном процессе, не следует забывать, что его фактические возможности как следо­вателя, действующего единолично, весьма и весьма ограниченны. Его техническое оснащение примитивно (французские авторы не без иронии замечают, что все, чем обладает следственный судья, — это телефон, по ко­торому он сообщает о своих делах прокурору, а также связывается с полицией и экспертами, практически дей­ствующими без его контроля2). На деле он совершенно беспомощен без активного содействия полиции, находя­щейся в полном распоряжении исполнительной власти. У правительства почти всегда существует реальная воз­можность парализовать следствие по тем делам, по ко­торым полное выяснение всех обстоятельств было бы для правящих кругов нежелательным.

 

You are here: Главная Лекции Разведки иностранных государств Разведки иностранных государств - Формы предварительного расследования и их соотношение Франции, Италии, ФРГ, Англии, США