Военное образование в России

Новости и учебные материалы

Живучесть корабля - Обеспечение живучести корабля

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ

 

 

а) Обеспечение непотопляемости корабля.

Непотопляемость корабля — способность его оставаться на плаву, не опрокидываясь при затоплении одного или нескольких отсеков вследствие боевых или аварийных повреждений корпуса.

Непотопляемость корабля должна соответствовать следующим
требованиям и нормам:

- остойчивость должна обеспечивать кораблю безопасность плавания, мореходные качества и благоприятные условия для использования оружия и эксплуатации технических средств;

- запас плавучести должен быть не менее 100%, а запас боевой плавучести — в пределах 30—50% от стандартного водоизмещения;

- корпус корабля и его элементы должны иметь достаточную общую продольную и местную прочность;

- корабль должен выдерживать одновременное затопление заданного предельно допустимого числа смежных главных непроницаемых отсеков (от 2 до 4 и более отсеков — число отсеков зависит от водоизмещения);

- креновая система (если она предусмотрена) должна обеспечивать спрямление корабля на 10—12° со скоростью примерно 1° за 3 мин;

- общая производительность водоотливных средств должна быть достаточной для откачки воды из наибольшего из отсеков, входящих в данный автономный отсек, не более чем за 30 мин.

К конструктивным мероприятиям, обеспечивающим непотопляемость корабля, относятся:

- придание кораблю запасов плавучести, остойчивости и прочности,

- рациональное разделение корпуса на непроницаемые отсеки достаточно прочными разделительными конструкциями — переборками, палубами и платформами;

- устройство непроницаемых закрытий и уплотнений на всех отверстиях в переборках, палубах, платформах и наружной обшивке (дверей, крышек на лазах, люках и горловинах, иллюминаторов, кингстонов и клинкетов, а также специальных уплотнений в местах прохода трубопроводов, кабельных трасс, валопроводов и т.п.);

- конструктивная защита корпуса для ограничения повреждений от воздействия обычного и ядерного взрывов (общее и местное бронирование, конструктивная подводная защита, обеспечение взрывостойкости и равнопрочности корабельных конструкций и т.п.);

- устройство в корпусе двойного дна, нешироких бортовых отсеков и коффердамов в целях ограничения затоплении при локальных повреждениях корпуса;

- оснащение корабля техническими средствами борьбы за непотопляемость.

Разделение корабля на непроницаемые отсеки является главным конструктивным способом ограничения потерь запаса плавучести и остойчивости при повреждениях корпуса.

Корабль разделяется на отсеки по длине, ширине и высоте корпуса посредством поперечных и продольных переборок, палуб и платформ. Деление на отсеки должно быть простым и предусматривать минимум необходимых отсеков, оно не должно затруднять эксплуатацию корабля и борьбу за его живучесть.

Наибольший эффект дает разделение корпуса на главные непроницаемые отсеки поперечными переборками.

Непроницаемые палубы и платформы ограничивают распространение воды по высоте корпуса. Их число и расположение выбирают с учетом размещения помещений, вооружения и оборудования. Корабли водоизмещением более 500 т должны иметь двойное дно, которое снижает вероятность затопления отсеков от повреждения днища при авариях и подводных взрывах.

Если корабль в первые минуты после повреждения не тонет, то реально ведением борьбы за непотопляемость сохранить его на плаву. Для эффективности этой борьбы корабль обеспечивается специальными техническими средствами.

You are here: Главная Лекции Флот Живучесть корабля