Организация психологической работы в воинской части в мирное время. Часть 2 - СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
- Details
- Parent Category: Литература
- Published: 28 February 2013
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
|
|||||
Этапы |
Решаемые задачи |
Субъекты |
Место |
Периодичность |
|
и время |
|||||
Индивидуальная психодиагностика |
|||||
1. Профессионально-психо-логический отбор |
Определение уровня профессиональной пригодности человека к прохождению военной службы по определенной специальности и обучению в ВУЗе |
Группа ППО призывной комиссии |
Воен-ный комис-сариат |
При поступлении на военную службу и ВУЗ |
|
2. Первичное изучение |
Получение первичной информации о личности военнослужащего (оценка психического здоровья, адаптационного потенциала) Выявление лиц с низким уровнем НПУ |
- Должностные лица - Психолог |
Пункт приема молодо-го пополне-ния |
По прибытии военнослужаще-го в в/часть в течение первого месяца |
|
3. Углубленное изучение |
Целостное изучение личности в/с и выявление конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний |
- Психолог - Медицинский работник |
Кабинет для психологич. консуль-тирова-ния |
При самостоятельном обращении в/с к психологу При выявлении у в/с НПН При направлении в/с должностными лицами к психологу в/ч |
|
4. Последующее изучение |
Определение уровня психол. готовности в/с к учебно-боевой и служебной деятельности Подбор кандидатов на должности младших командиров Оценка динамики профессионализма и соответствия в/с требованиям профессии и специальности |
- Командиры - Офицеры органов воспитательной работы - Психолог |
В подразделе-нии, на занятиях, в карауле |
В процессе повседневной жизнедеятель-ности в течение всего периода службы |
Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:
- анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;
- классификацию и описание военных профессий и специальностей;
- научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;
- составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.
Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.
Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения. В частности, существующая в настоящее время и используемая органами профотбора классификация, включающая семь классов воинских специальностей, основана на выделении их по критерию сходства требований к индивидуально-психологическим особенностям военнослужащего. По степени преобладания в деятельности определенного компонента: сенсорно-перцептивного, гностического, или интеллектуального, моторного, личностного - в этой классификации представлены воинские специальности:
- организаторские (командные воинские должности);
- сенсорно-гностические (операторские воинские должности);
- сенсомоторные (водительские);
- сенсорные (воинские должности связи и наблюдения);
- моторно-волевые (воинские должности специального назначения - специальности ВДВ, разведподразделений и т.п.);
- технологические (технологические воинские должности: монтажник, дизелист, электромеханик и т.п.);
- моторные (прочие воинские должности: помощник гранатометчика, заряжающий, замковой и т.п.).
Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.
Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.