Военное образование в России

Новости и учебные материалы

История гражданской авиации России С 1945 года до начала XXI века - Самолетный парк Аэрофлота в 1956 – 1960

Самолетный парк Аэрофлота в 1956 – 1960

Самолетный парк Аэрофлота в 1956 – 1960 гг. составляли: магистральные самолеты Ту-114, Ту-104, Ил-18, Ан-10 и самолеты местных воздушных линий Ил-14, Ил-12, Ли-2, Ан-2.

Эксплуатация реактивных самолетов и значительное улучшение руководства полетами позволили увеличить частоту движения на воздушных магистралях страны. Так, на трассах, связывавших Москву с Ленинградом, Адлером, Алма-Атой, Симферополем, Петропавловском-Камчатским, частота движения в 1960 г. по сравнению с 1959 г. увеличилась в 4 – 5 раз. Стали летать в 2 – 3 раза чаще самолеты из Москвы в Баку, Иркутск, Киев и многие другие города.

В связи с постоянно растущими потребностями в воздушных перевозках вводились в действия новые трассы. Среди них важное значение имели, напри­мер, линии из Москвы через Воркуту в Норильск, из Москвы через Тикси в Магадан.

По мере поступления на союзные трассы реактивных лайнеров поршневые самолеты Ли-2, Ил-12 и Ил-14 передавались на местные воздушные линии, сеть которых в связи с бурным развитием производительных сил в целом ряде регионов страны продолжала быстро расширяться. Развивающееся сельское хозяйство Каракалпакии, освоение новых месторождений полезных ископаемых в Якутии, Магаданской области также потребовали увеличения объема воздушных перевозок. Уже в 1957 г. половина населения Якутии и Ка-ракалпакии воспользовалась воздушным транспортом, а число пассажиров, об-служенных Магаданским аэропортом, равнялось количеству жителей Магадана.

Во второй половине 50-х годов заметно возрос удельный вес воздушного транспорта в общем пассажирообороте в междугородном сообщении. В 1960 г. он увеличился до 7,4%. На ряде направлений при перевозке людей и грузов на дальние расстояния воздушный транспорт стал преобладающим.

В 1960 г. 66% от общего объема перевозок составляли перевозки пассажи­ров. Росли и объемы грузовых и почтовых перевозок. В 1960 г. было переве­зено 16 млн. пассажиров, 546 тыс. тонн грузов и 150 тыс. тонн почты.

В сфере международного сотрудничества Аэрофлота также произошли по­зитивные изменения. Воздушные сообщения со многими странами Европы, Азии и Америки устанавливались на основе двусторонних межправительствен­ных соглашений. На международные авиалинии вышли реактивные самолеты Ту-104, турбовинтовые Ту-114, Ил-18, Ан-10. В 1960 г. регулярные рейсы Аэрофлота осуществлялись в столицы и крупные города 22 стран мира.

В 1956 – 1960 гг. возросли объемы применения авиации в отраслях народ­ного хозяйства. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 1960 г. авиа­ционно-химические работы в сельском и лесном хозяйстве были проведены на площади 20 млн. га (вдвое больше, чем в 1955 г.).

Наряду с самолетами все более широкое применение в народном хозяйстве находили вертолеты. В сельском хозяйстве их использовали для выполнения авиационно-химических работ, особенно в условиях пересеченной местности при обработке малых, ограниченных препятствиями участков. Преимущество вертолета перед самолетом состоит в более полном распределении химикатов на обрабатываемой поверхности под воздействием мощного нисходящего по­тока от его несущего винта. При этом ядохимикаты опускаются под крутым уг­лом, интенсивно осаждаясь как на верхней, так и на нижней стороне листвы обрабатываемой растительности.

С помощью вертолетов стали охранять леса от пожаров, геологи значи­тельно ускорили изыскание и освоение месторождений полезных ископаемых в труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока, Якутии. Вертолеты все больше применялись для оказания помощи морякам китобойных флотилий, строителям и монтажникам при транспортировке и установке крупногабарит­ных металлических опор ЛЭП, тяжеловесных блоков, труб и другого оборудо­вания.

Для проведения аэрофотосъемки в конце 50-х годов стали применяться специализированные самолеты Ил-14ФК и Ил-14ФКМ, оснащенные более со­вершенной аэрофотоаппаратурой и новым пилотажно-навигационным обору­дованием. Их применение повысило производительность труда экипажей и ка­чество аэрофотосъемки.

Для работы в полярных широтах были построены самолеты Ил-14 в аркти­ческом исполнении. Многочисленные усовершенствования облегчали эксплуа­тацию и техническое обслуживание самолета в труднейших условиях Арктики и Антарктиды. Одна их модификаций самолета выпускалась с убирающимся лыжным шасси. Совершая смелые рейсы в глубь Северного Ледовитого океана на расстояние свыше 1600 км, авиаторы доставляли полярникам снаряжение, горючее, продовольствие, оборудование и другие грузы. В Антарк­тиде с помощью авиаторов были созданы внутриконтинентальные станции Со­ветская и Полюс Недоступности, а также удаленная от станции Мирный на 3600 км новая станция Лазаревская.

В результате самоотверженного труда авиаработников в 1956 – 1960 гг. грузооборот на воздушном транспорте возрос в 2,3 раза, а объем пассажирских перевозок в 6,4 раза. Общая протяженность авиалиний Аэрофлота возросла с 330 тыс. км в 1955 г. до 375 тыс. км в 1960 г.

Опираясь на достижения научно-технического прогресса в нашей стране, гражданская авиация СССР открыла новую эру – эру реактивной авиации. Вы­ход на воздушные трассы Аэрофлота пассажирского лайнера Ту-104, а затем турбовинтовых многоместных самолетов, поступление в эксплуатацию новых вертолетов вызвали резкое увеличение объема воздушных перевозок и широкое использование авиации во многих отраслях народного хозяйства, привели к преобразованию практически всех предприятий, учреждений и служб Аэрофлота.

You are here: Главная Литература Авиация История гражданской авиации России С 1945 года до начала XXI века