Военное образование в России

Новости и учебные материалы

История гражданской авиации России: с возникновения воздухоплавания до 1945 года - Самолетный парк ГВФ СССР в 30-е годы

Самолетный парк ГВФ СССР в 30-е годы

На основе последовательно проводимой политики индустриализации страны в 30-е годы в небывало короткий срок была создана мощная авиационная промышленность. Напряженная работа ученых, конструкторов, инженеров, всех тружеников авиапромышленности дала вскоре свои плоды. В годы первой пятилетки (1928 – 1933 гг.) гражданская авиация стала оснащаться самолетами отечественного производства. Началось, хотя и не без трудностей, серийное производство тяжелого двухмоторного транспортного самолета Г-1 (АНТ-4). Пополнялся парк одномоторных самолетов.

Конструкторское бюро под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 г. создало 2-местный самолет Р-5, нашедший широкое применение в Аэрофлоте. Он конструировался как самолет-разведчик. Этот биплан деревянной конструкции с матерчатой обшивкой крыльев и оперения и фанерной обшивкой фюзеляжа оказался исключительно удачным. Несмотря на бипланную схему, неубирающееся шасси и умеренную мощность двигателя, Р-5 развивал скорость до 230 км/ч и обладал дальностью полета до 500 км. В нем замечательно сочетались хорошие летно-технические данные, отличная устойчивость и управляемость, простота эксплуатации, надежность и технологичность конструкции.

Подобного самолета-разведчика в те годы не было ни в одной стране. В 1930 г. правительство Ирана организовало международный конкурс разведывательных машин для иранской авиации. Р-5 занял первое место, опередив лучшие самолеты Англии, Франции и Голландии.

В гражданской авиации в течение многих лет широко применялись почтово-пассажирские варианты Р-5 под маркой П-5. Эти самолеты эксплуатировались на воздушных трассах Москва – Ташкент, Алма-Ата – Балхаш – Караганда, Хабаровск – Чита, в Грузии, в Красноярском крае, Магаданской области. Самолеты Р-5 участвовали в 1934 г. в спасении челюскинцев, поднимая со льда по 5 – 6 пассажиров. В 1936 – 1937 гг. для нужд Аэрофлота было выпущено 200 транспортных модифицированных самолетов ПР-5 с 4-местной кабиной. На высоте 3500 м машина развивала скорость до 316 км/ч, дальность полета возросла с 500 до 1000 км. Всего Аэрофлоту было передано более 1 тыс. самолетов, и они летали даже и в послевоенное время.

Конструктор К. А. Калинин в 1929 г. выпустил свой наиболее удачный самолет К-5. Он строился серийно в пассажирском и санитарном вариантах. В основном он применялся для перевозки пассажиров. Этот одномоторный моноплан имел хорошие устойчивость и управляемость, развивал крейсерскую скорость1 172 км/ч при дальности в 1020 км. Его экипаж состоял из двух человек. Самолет брал на борт 6 пассажиров или 540 кг груза. Благодаря удачной конструкции, отличным летным качествам К-5 стал у нас в стране наиболее популярным пассажирским самолетом. Около 260 самолетов К-5 в течение почти 10 лет составляли основу самолетного парка Аэрофлота, эксплуатировались до 1940 г.

Заслуженным признанием в гражданской авиации пользовались самолеты, созданные под руководством конструкторов В. Б. Шаврова и А. С. Яковлева. Легкий 3-местный самолет-амфибия Ш-2 конструкции Шаврова показал отличные летные качества, развивал скорость до 140 км/ч и выпускался серийно до 1931 г. Он представлял собою летающую лодку. Имея подъемное колесное шасси, самолет мог производить посадку на сушу и на воду и благодаря этому свойству с успехом использовался не только для перевозки пассажиров и почты, но и на рыболовных промыслах, ледовой разведке, для охраны лесов и оказания медицинской помощи. Самолет Ш-2 почти четверть века работал в гражданской авиации. Авиапромышленность выпустила около 270 таких бипланов.

В народном хозяйстве широко применялся легкий почтовый и пассажирский самолет АИР-6 (Я-6) конструкции Александра Сергеевича Яковлева, построенный в 1932 г. В те годы США и другие страны захватила идея создания «летающего автомобиля» – массового легкомоторного маломестного самолета. В нашей стране прототипом такого самолета и стал АИР-6. Он представлял собой 3-местный подкосный моноплан с серийным двигателем М-11 (100 л.с.). Машина пошла в серийное производство, построили около 1 тыс. экземпляров. Самолет брал на борт двух пассажиров и при взлетном весе 843 кг развивал максимальную скорость 166 км/ч. Эта машина строилась в сухопутном варианте и на поплавках для речных и озерных районов.

В 1932 г. коллективом Харьковского авиационного института был спроектирован и построен первый в Европе скоростной пассажирский самолет ХАИ-1. По схеме это был свободнонесущий моноплан деревянной конструкции с убирающимся в полете шасси. Обшивка крыльев, фюзеляжа и оперения делалась из жесткой фанеры. После доработок на государственных испытаниях ХАИ-1 показал скорость 324 км/ч, превосходившую скорость многих истребителей того времени. Самолет был запущен в серийное производство, и для линий Аэрофлота было выпущено 43 самолета. В серийном 7-местном варианте ХАИ-1 имел продолжительность полета до 4,6 часа, дальность 1130 км, практический потолок 7200 м.

В начале 30-х годов Отдел опытного самолетостроения при «Добролете» под руководством конструктора А. И. Путилова выпустил 4-местный пассажирский самолет «Сталь-2», а затем усовершенствованный 6-местный «Сталь-3». Основным материалом конструкции этих самолетов была нержавеющая сталь. Обшивка самолетов была полотняной. Однако резко повысить долговечность авиаконструкций не удалось: «слабым местом» для коррозии оказались сварные точки и болты, соединяющие конструкцию. Самолеты «Сталь-2» и «Сталь-3» выпускались некоторое время в небольших сериях, всего было построено около 190 машин.

Из гидросамолетов наибольшее распространение получила созданная в 1932 г. 8-местная пассажирская машина конструктора Георгия Михайловича Бериева МП-1. Одномоторная цельнодеревянная «летающая лодка» имела свободнонесущее монопланное крыло. С отечественным мотором М-34 (750 л.с.) она развивала скорость до 260 км/ч. Самолет обладал большой грузоподъемностью, хорошей мореходностью и большой (до 1500 км) дальностью полета.

You are here: Главная Литература Авиация История гражданской авиации России: с возникновения воздухоплавания до 1945 года